Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями

Созданная коррекционно-развивающая среда в МАДОУ - это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.

Изменение, улучшение и обогащение развивающей предметно-пространственной среды является одним из эффективных условий реализации образовательного процесса ребенка с ОВЗ.

 

В МАДОУ функционируют четыре группы компенсируюшей направленности для детей с ограниченным возможностями здоровья (тяжелое нарушение речи).

Специально оборудованные учебные кабинеты

Групповые помещения (2 шт).

Лица с ОВЗ и инвалиды участвуют в образовательном процессе на общих условиях.

Групповые помещения предназначены для проведения игр, образовательной деятельности и приема пищи. Развивающая предметно – пространственная среда в группах создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Наполнение развивающей предметно – пространственной среды обеспечивает реализацию основной образовательной программы дошкольного учреждения в совместной и самостоятельной деятельности взрослого и детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

При отборе материалов педагоги отдают предпочтение как традиционным, так и нетрадиционным материалам, сообразно педагогической ценности, с учетом возраста детей, их интеллектуальными, творческими возможностями.

В группах выделены уголки для мальчиков и девочек со специфическим набором игрушек и предметов

. Созданная в группе предметно-пространственная среда многофункциональна, открывает множество возможностей для детей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса.

В зависимости от времени года, государственных праздников, событий детского сада развивающие среды обновляются, вносятся  новые предметы, объекты. Все материалы и оборудование отвечают гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Предметно-развивающая среда разделена на зоны, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач в игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности.

Игровая зона содержит игрушки, которые дети используют в соответствии с замыслом, сюжетом игры в разных функциях. Игрушки способствуют развитию сенсорно-моторных возможностей детей, творчества, воображения.

Подобран разнообразный материал для обучения воспитанников конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр.

Количество игрушек в игровой зоне достаточно для самостоятельной и совместной деятельности детей.

Для развития художественно-творческих способностей в групповых созданы уголки театральной и музыкальной деятельности, изобразительного творчества, где собраны различные материалы для продуктивной деятельности.

Спортивные уголки включают материал и оборудование для двигательной активности малышей: для ходьбы, бега и равновесия; для прыжков; для бросания и ловли; для ползания и лазания; для общеразвивающих упражнений и подвижных игр.

Приемные комнаты оборудованы настенными стендами с информацией для родителей (законных представителей), постоянно действующими выставками детского творчества.

Музыкальный зал (1 шт.)

Музыкальный зал предназначен для проведения музыкальных занятий, развлечений, праздников, проведения индивидуальной работы по музыкальному развитию. 

Музыкальный зал оснащен современным оборудованием: фортепьяно, музыкальный центр, музыкальные колонки, микрофоны, фланелеграфы,  мультимедийный проектор, экран. 

Педагогами разработаны мнемотаблицы, картотеки музыкально-дидактических игр, картотеки учебно-методических пособий по музыкальному образованию дошкольников. 

Подобрана  фонотека, CD и mp3 диски. В наличии имеются детские музыкальные инструменты, раздаточный материал, иллюстрации, портреты композиторов, разнообразные карнавальные костюмы для взрослых, карнавальные костюмы для детей, атрибуты к танцам, играм - драматизациям, аттракционам.

Спортивный зал (1 шт.)

Спортивный зал предназначен для проведения физкультурных занятий, развлечений, праздников, проведения индивидуальной работы по физическому развитию. 
Спортивный зал оснащен оборудованием: гимнастическая стенка, гимнастические скамейки, спортивный инвентарь  для проведения занятий по физической культуре, музыкальный центр, музыкальные колонки.  

Для проведения физкультурных занятий в спортивном зале в наличии спортивное оборудование и атрибуты, пособия для выполнения физических упражнений (мячи, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры и др.).

Кабинет учителя-логопеда (1 шт.)

Для осуществления коррекционно-развивающей работы с инвалидами и детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, оборудован логопедический кабинет.

Оборудование кабинета соответствует требования ФГОС, содержанию основной адаптированной  образовательной программы, возрастным особенностям детей.

Уголок коррекционной индивидуальной работы: стол для индивидуальной работы, стулья детские, настенное зеркало с лампой дополнительного освещения, песочные часы, будильник, картотека дыхательной гимнастики, дыхательные тренажеры.

Уголок звукопроизношения: картотека материалов для постановки звуков, дидактический материал по постановке звуков, картотека чистоговорок и скороговорок, картотека артикуляционной гимнастики, практические пособия коррекционных игр и упражнений, «Логопедическая азбука», «Логопедическая энциклопедия для дошкольников», «Логопедическое лото».

Уголок сенсорного развития: Звучащие игрушки (погремушки, пищалки, свистки, дудочки, колокольчики, бубны и др.); звучащие игрушки-заместители, предметные картинки с изображениями зверей и птиц, настольно-печатные игры.

Уголок моторного и конструктивного развития: трафареты, пазлы и разрезные картинки, «пальчиковые бассейны», массажные мячики, малые мячи, флажки, игрушки-шнуровки, игрушки-застежки, мозаики разных размеров, мелкий и средний конструкторы, мелкие и средние бусы, игрушки-трансформеры, рельефные трафареты», обучающие прописи, счетные палочки.

Кабинет педагога-психолога (1 шт.)

С целью создания психологических условий для эмоционального комфорта детей, проведения индивидуальной и подгрупповой коррекционной работы, развития воспитанников в МАДОУ оборудованы кабинеты педагога – психолога, оснащенные оргтехникой, персональным компьютером. 

Оборудование кабинета: шкаф-стеллаж для документации, методической литературы, инструментария; взрослая и детская мебель (столы, стулья). 

Оргтехника: компьютер; диски с произведениями классической музыки, звуками природы, релаксационным композициями.

Оборудование для занятий с детьми: дидактические и наглядные пособия, дидактические и настольные игры, картотеки, развивающий игры, стол для игры с песком, зеркало (для занятий с детьми) и т.д.

Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Лица с ОВЗ и инвалиды участвуют в образовательном процессе на общих условиях.

Для полноценного осуществления образовательной деятельности в МАДОУ функционируют объекты для проведения практических занятий.

В групповых помещениях  созданы условия для  проведения практических занятий с воспитанниками, а также обеспечения разнообразной двигательной активности и музыкальной деятельности.  

В помещениях обеспечено естественное и искусственное освещение,  соблюдается воздушно-тепловой режим в соответствии с требованиями санитарных правил и норм. 

В групповых помещениях  организованы специальные зоны для различных видов коллективной и индивидуальной деятельности  детей.

Группы оснащены  современным и разнообразным игровым оборудованием, дидактическим и демонстрационным материалом, аудиовизуальными средствами.

Предметно - пространственная организация групповых помещений служит интересам и потребностям детей, а ее элементы развитию каждого ребенка.  

Обеспечен свободный доступ к играм, игрушкам, материалам, имеются полифункциональные игрушки, мягкие модули, используется  мягкая мебель.

Разнообразное оборудование помещений в группах позволяет ребенку  заниматься заинтересовавшей его деятельностью, по желанию сменить ее.

Территория МАДОУ.

Для ознакомления и общения детей с природой, воспитания бережного отношения к ней, формирования навыков элементарного труда  на территории создана экологическая тропа, огород,  фито-огород, эко-питомник «Растишка».

Транспортная площадка (1 шт.)

Для закрепления с детьми правил дорожной безопасности на территории МАДОУ оборудована транспортная площадка в соответствии с приказом Департамента науки и образования Краснодарского края от 07.05.2009 г.

В методическом кабинете имеется набор дорожных знаков, различных атрибутов для проведения на транспортной площадке практических занятий, игр и развлечений.

Прогулочные участки (2 шт.).

За каждой возрастной группой закреплена прогулочная площадка. На прогулочных площадках у воспитанников есть возможность наблюдать за объектами живой и неживой природы, проводить опыты и эксперименты.

Наличие библиотеки, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями  здоровья.

Библиотека в МАДОУ располагается в методическом кабинете. Весь книжный фонд МАДОУ условно разделен и включает в себя:

  • книги для воспитателя (методическая и справочная литература),
  • демонстрационный материал, дидактические пособия.
  • Книги для воспитанников: произведения, рекомендованные программой, по которой работает МАДОУ, сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей находятся в групповых помещениях, согласно возрасту.

Методическая литература размещена по разделам: «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие", "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие".

Наличие объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Лица с ОВЗ и инвалиды участвуют в образовательном процессе на общих условиях.

Обеспечение беспрепятственного доступа в здания 

Доступ в здание образовательной организации не предусматривают наличие подъемников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. 

С целью доступа в МАДОУ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется пандус, звонок для вызова дежурного, таблички Брайля.

Специальные условия питания

Лица с ОВЗ и инвалиды  не нуждаются в специальных условиях питания. 

Питание организовано на общих условиях.

МАДОУ ЦРР-д/с № 34 обеспечивает гарантированное сбалансированное питание  детей в соответствии с требованием СанПиН.

Рациональное питание детей  -  необходимое условие их гармоничного роста, физического и нервно-психического развития, устойчивости к воздействию инфекций и других неблагоприятных факторов внешней среды. 

Организовано 4-х разовое питание: завтрак, 2-й дополнительный завтрак, обед и уплотнённый полдник. В рацион питания включены все основные группы продуктов: мясо, рыба, молоко и молочные продукты, яйца, пищевые жиры, овощи и фрукты, сахар, кондитерские изделия, хлеб, крупа и др.

Питание организовано в групповых комнатах.

Весь цикл приготовления блюд происходит на пищеблоке, оснащенном современным оборудованием. Пищеблок на 100% укомплектован кадрами.

Помещение пищеблока размещается на первом этаже, имеет отдельный выход.

Транспортирование пищевых продуктов осуществляется специальным автотранспортом поставщиков.

Разработано примерное  перспективное десятидневное меню для детей от 1.5- до 3-х лет и с 3-х лет до 7 лет, по сезонам. При составлении меню используется разработанная картотека блюд, что обеспечивает сбалансированность питания по белкам, жирам, углеводам. В меню каждый день включена суточная норма молока, сливочного и растительного масла сахара, хлеба, мяса. Продукты, богатые белком (рыба, мясо), включаются в меню первой половины дня. Во второй половине дня детям предлагаются молочные, овощные блюда, рыба, выпечка.

Ежедневно в меню включены овощи, как в свежем, так и вареном и тушеном виде. Дети регулярно получают на второй завтрак, полдник - фрукты, кисломолочные продукты.

Организация питания постоянно находится под контролем администрации МАДОУ.

Выдача готовой пищи разрешается только после снятия пробы медицинским работником с обязательной отметкой вкусовых качеств, готовности блюд и соответствующей записи в бракеражном журнале готовых блюд. Вес порционных блюд соответствует выходу блюд, указанному в меню-раскладке.

В МАДОУ осуществляется работа с сотрудниками по повышению качества, организации питания, с родителями воспитанников в целях организации рационального питания в семье, с детьми, посещающими дошкольное образовательное учреждение по формированию представлений о правильном питании и способах сохранения здоровья. 

Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню за время пребывания в МАДОУ.

Родители (законные представители) ежедневно имеют возможность ознакомиться с ежедневным меню на официальном сайте МАДОУ в разделе «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Условия питания обучающихся. Меню» (https://ds34.uokvz.ru).

Специальные условия охраны здоровья

Лица с ОВЗ и инвалиды  не нуждаются в специальных условиях и охраны здоровья.

Охрана здоровья организована на общих условиях.

Охрана и укрепление здоровья, воспитание   привычки к здоровому образу жизни являются первостепенной задачей в МАДОУ.  

Реализация данного направления обеспечивается:

  • направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения);
  • комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня в зависимости от времени года;
  • созданием оптимальных педагогических условий пребывания детей в МАДОУ;
  • формированием подходов к взаимодействию с семьёй и развитием социального партнерства.

Медицинские услуги в пределах функциональных обязанностей медицинского персонала оказываются бесплатно. 

Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания.

Для осуществления лицензированной медицинской деятельности в соответствии с рекомендациями Министерства здравоохранения в Центре оборудован медицинский кабинет.

Охрана и укрепление здоровья воспитанников осуществляется по нескольким направлениям:

  • оценка здоровье ребенка при постоянном и ежедневном контроле состояния здоровья: 
  • чёткое соблюдение охраны и укрепления психофизического здоровья детей через наблюдение и учёт эмоционального состояния детей; 
  • психологическое просвещение педагогического коллектива, проведение индивидуальных и коллективных консультаций для воспитателей и родителей; 
  • использование рекомендаций для использования элементов коррекционной работы с детьми;
  • оказание систематической помощи и педагогической поддержки в период адаптации ребенка; 
  • обеспечение эмоционального благополучия ребенка: проведение индивидуальной работы с детьми с учетом индивидуально-психологических особенностей; 
  • воспитание у дошкольников потребности в здоровом образе жизни: обеспечивать сбалансированное питание, осуществлении профилактики вредных привычек, проведения бесед о последствиях воздействия на организм вредных веществ; 
  • воспитания у дошкольников уверенность в своих силах и возможностях.

Таким образом, реализуемый комплекс оздоровительных мероприятий в МАДОУ, направленных на охрану, укрепление и коррекцию здоровья воспитанников благоприятно влияет на рост и развитие детского организма.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям.

Информационная база МАДОУ оснащена электронной почтой, компьютерами, выходом в Интернет, разработан и действует официальный сайт МАДОУ. 

Электронная почта используется для электронного документооборота, сбора и обмена управленческой, статистической информацией.

Компьютерные технологии стали активно использоваться в административной и образовательной деятельности.

Официальный сайт является важнейшим элементом информационной политики образовательной организации, реализации открытости деятельности образовательной организации и инструментом решения ряда образовательных задач, связанных с формированием информационной культуры участников образовательного процесса.        

Особые условия доступа к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ при работе с официальным сайтом МАДОУ представлены версией для слабовидящих.

Педагогическим работникам  МАДОУ предоставляется бесплатный доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям. 

В соответствии с возрастными особенностями контингента воспитанников МАДОУ доступ воспитанникам  к информационным системам и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" отсутствует.

Собственные электронные образовательные и информационные ресурсы.

Педагоги  в образовательной деятельности с детьми, при проведении развлечений, праздников активно используют презентации, выполненные самостоятельно в программе Microsoft Power Point по различным образовательным областям.

В соответствии с возрастными особенностями контингента воспитанников МАДОУ свободный доступ  воспитанникам к собственным электронным образовательным и информационным ресурсам в МАДОУ  не предусматривается.

Сторонние электронные образовательные и информационные ресурсы

В соответствии с возрастными особенностями контингента воспитанников МАДОУ свободный доступ  воспитанников к сторонним электронным образовательным и информационным ресурсам в МАДОУ  не предусматривается.

Ссылки на сайты официальных организаций системы образования

Министерство образования и науки Российской Федерации (http://минобрнауки.рф/)

Федеральный портал «Российское образование» (http://www.edu.ru/)

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» (http://window.edu.ru/)

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/)

  • Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования.
  • Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусматривается.
  • Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат.
  • Общежитие, интернат в МАДОУ отсутствует
  • Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
  • Общежитие, интернат в МАДОУ отсутствует

Правила этикета при общении с инвалидом

  1. Когда Вы разговариваете с инвалидом, обращайтесь непосредственно к нему, а не к сопровождающему или сурдопереводчику, которые присутствуют при разговоре.
  2. Когда Вас знакомят с инвалидом, вполне естественно пожать ему руку, правую или левую (если есть протез).
  3. Когда Вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, то обязательно называйте себя и тех людей, которые пришли с Вами. Если у Вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент Вы обращаетесь, и назвать себя.
  4. Если Вы предлагаете помощь, ждите, пока ее примут, а затем спрашивайте, что и как делать.
  5. Обращайтесь с взрослыми инвалидами как с взрослыми. Обращайтесь по имени и на «ты» только в том случае, если Вы хорошо знакомы.
  6. Инвалидная коляска - это часть неприкасаемого пространства человека, который ее использует. Опираться или повисать на ней нельзя.
  7. При разговоре с человеком, испытывающем трудности в общении, слушать его необходимо внимательно, терпеливо дожидаясь конца фразы. Нельзя поправлять его и договаривать за него. Повторите, что Вы поняли, это поможет человеку ответить Вам, а Вам понять его.
  8. При разговоре с человеком на коляске, расположиться необходимо так, чтобы Ваши и его глаза были на одном уровне.
  9. Чтобы привлечь внимание слабослышащего человека, помашите ему рукой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и необходимости, он мог читать по губам. Расположиться лучше так, чтобы на Вас падал свет, и Вас было хорошо видно.
  10. Не смущайтесь, если случайно допустили оплошность, сказав «Увидимся» или «Вы слышали об этом?» тому, кто не может видеть или слышать.