Развивающая среда как средство экологического воспитания дошкольников
В настоящее время экологическое образование стало одним из направлений дошкольной педагогики и реализуется во многих дошкольных образовательных организациях.
Основная цель экологического образования дошкольников - становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде.
Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности.
Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание.
В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), согласно которому, одной из форм экологического воспитания детей в ДОУ является ЭКО-СРЕДА.
В нашем дошкольном учреждении создана развивающая предметно-пространственная среда для экологического образования дошкольников, которая может быть использована в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.
Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать:
- познавательному развитию ребенка;
- эколого-эстетическому развитию;
- оздоровлению ребенка;
- формированию нравственных качеств;
- формированию экологически грамотного поведения;
- экологизации различных видов детской деятельности.
На территории детского сада организована экологическая тропа с посещением различных объектов.
Розарий. Здесь растёт большое количество кустов роз различных цветов и оттенков.
Множество клумб, цветников и грядок позволяют проводить наблюдения за цветами с ранней весны до поздней осени.
Аллея выпускников. Здесь по доброй традиции выпускники детского сада сажают берёзку и можно проводить наблюдения в разное время года, отмечая сезонные изменения.
Летом начинает работу летняя экологическая лаборатория. Она выполняет познавательную, развивающую и эстетическую функции, обеспечивает развитие начал экологического сознания, первых практических умений и навыков.
Здесь проводятся занятия, опыты, игры, викторины. У детей накапливается чувственный опыт, развивается любознательность, наблюдательность.
Метеоплощадка является прекрасным средством формирования знаний о природе и явлениях погоды. Она оснащена флюгером, ветроуказателем, дождемером, солнечными часами. Здесь же для ознакомления дошкольников с миром насекомых расположены макеты «Улей», «Муравейник», «Паутина с пауком».
Фито-огород создан для ознакомления детей с разнообразием лекарственных растений. Для проведения наблюдений за этапами роста и созревания растений-целителей, закрепления знаний об их ценности для здоровья. Огород в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Весной готовим грядки к посадкам.
Сеем обычно свёклу, морковь, щавель, редис, салат, петрушку, укроп, горох, фасоль, кабачки, тыкву. Высаживаем рассаду, выращенную на окне: томаты, сладкий перец, баклажаны.
Огород помогает расширить представления детей о растениях, об условиях, необходимых для роста и развития. Огород в детском саду нужен для того, чтобы знакомить дошкольников с природой и её сезонными изменениями, способствует формированию у детей элементарных знаний о выращивании огородных культур.
Посильный труд детей, поручения на огороде развивают трудовые навыки. Развивается умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатам своего труда.
Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и содействует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к природе.
Труд в природе увлекает ребёнка, позволяет чувствовать свои возможности, испытать радость от достигнутых результатов, а совместная деятельность объединяет детей, развиваются чувства коллективизма, взаимопомощи.
В детском саду среди воспитанников старших и подготовительных групп организована работа экологических дружин: «Юные дендрологи», «Юные энтомологи», «Юные флористы», «Фитодружина». Каждая из экодружин ведёт работу в своём направлении: проводят заседания, викторины, наблюдения, организуют трудовые десанты и др.
Экодружины принимают участие в экологических акциях. Это способствует развитию у детей восприятия красоты окружающего мира, положительных эмоций в отношении объектов природы, интереса к ним, желания принимать участие в природоохранных мероприятиях. Традиционными, ежегодными стали такие акции как: «День птиц», «День Земли», «Праздник Древонасаждения», «День эколога и Всемирный день Охраны окружающей среды», «Синичкин день».
Организуются экологические праздники. Они вносят особую положительную эмоциональную окраску в воспитательный процесс. С большим удовольствием дети принимают участие в музыкально-театрализованных постановках. Экологических квестах. Выставках рисунков и поделок.
В каждой группе есть природные уголки, которые доступны для наблюдений и выполнения трудовых поручений. Они безопасны и соответствуют возрасту детей.
Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение. У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, формируется ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать.
Осуществляя практическую работу и поисковую деятельность с детьми, проводятся различные эксперименты, опыты, проекты, исследования, наблюдения в различных видах детской деятельности.
Ежегодно по традиции все группы детского сада принимают участие в конкурсе «Огород на окне». Это один из элементов предметно-пространственной развивающей среды, который способствует развитию любознательности и наблюдательности детей. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах. Важно, чтобы дети участвовали в посадке и последующем уходе за растениями.
Ещё один элемент развивающей предметной среды – экологическая лаборатория, создана для развития у детей познавательного интереса, формирования навыков исследовательской деятельности. Это отдельное помещение, где хранятся различные материалы и оборудование для занятий, опытов и экспериментов. Имеется богатая библиотека энциклопедий, книг о природе, большое количество наглядного материала, демонстрационных пособий. Собрана большая картотека наблюдений, экологических игр, сказок, физкультминуток, кроссвордов, викторин, головоломок, ребусов, стихов, загадок, опытов. Разработано множество презентаций, помогающих расширить экологические знания и кругозор дошкольников.
Оснащённая материально-техническая база позволяет проводить занятия с использованием интерактивного оборудования. В детском саду есть интерактивная доска, проектор, экран, цифровой образовательный инструментальный модуль «Солнышко», ноутбуки, планшеты. Формированию экологических знаний и экологической культуры у детей дошкольного возраста способствует создание экологических мини-музеев. Это пробуждает интерес к познанию природы и уважительному к ней отношению.
Экологический стенд. Здесь мы размещаем информацию для родителей о проведённых мероприятиях и достижениях.
Зимний сад является одной из зон, отведённых для экологического воспитания в дошкольном учреждении. Здесь дети учатся ухаживать за растениями. «Зелёный оазис» увеличивает процент кислорода в составе воздуха и радует разнообразием растений.
Все эти элементы развивающей предметно-пространственной среды служат целям экологического обучения и воспитания.
Эколого-развивающий комплекс насыщен, доступен, безопасен, вариативен, постоянно пополняется и обновляется.
Таким образом, важнейшим условием успешной реализации экологического образования является создание развивающей предметно-пространственной среды.
Основные задачи педагога - вырастить и воспитать здорового человека, знающего и защищающего природу, научить по-хозяйски распоряжаться её богатствами. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины.